От Белого – к Черному, или Путешествие австралийца вглубь России

Материал опубликован по согласованию с журналом Yacht Russia. Благодарим Артура Гроховского за сотрудничество!
Текст Джона Валлентайна, фото автора и Максин Матерс

 

Лето 2013 года года ознаменовалась событием, оставшимся незаметным для широкой публики, но ставшим определенной вехой в истории развития парусной России. Можно сказать, в каком-то смысле от него началась новая эпоха.

В небе российские купола

Позади полпути

Готовимся к отходу

 

Что же произошло, спросят, возможно, читатели? Россия выиграла Кубок «Америки»? Создала проект яхты, принятый ISAF в качестве международного монотипа? Нет, пока нет. Просто один скромный австралийский яхтсмен, «летающий доктор» по роду своих занятий, прошел на своей яхте Tainui всю Россию по ее внутренним водным путям – от Белого моря до Черного, что еще несколько лет назад было абсолютно немыслимо.

Ну а если учесть, что запрет на прохождение судами под иностранным флагом российских (тогда еще – советских) внутренних водных путей был наложен еще недоброй памяти Н.И. Ежовым в эпоху недолгого руководства последнего речным флотом страны, то можно сказать, что и вправду перевернута еще одна страница нашей истории, написанная «кровавым карликом». Ну а теперь – слово Джону Валлентайну.

На своей яхте Tainui (46-футовый тендер, модифицированный проект Дуга Петерсона) за восемь лет я прошел немалый путь – от Сиднея до Балтики, в «тупичке» которой я и зашел в Петербург. По пути я побывал в Патагонии, Бразилии, на Кубе, в США, Исландии, Шотландии и добрался даже до Шпицбергена. Мысль посетить Россию повторно и пройти по ее рекам появилась уже давно, а в Петербурге я познакомился с Владимиром Иванькивом, который и оказал мне существенную помощь в осуществлении этой мечты.

Из Петербурга я направился на север, обошел Скандинавию и, оставив яхту в Норвегии, в очередной раз вернулся в Австралию, чтобы отдать должное обязательному занятию почти всех яхтсменов – работе, необходимой для финансирования дальнейшего плавания. Здесь же я, зная о том, что по новым правилам плавания по российским ВВП на борту иностранной яхты необходим человек, владеющий русским языком, дал объявление на популярном сайте Crewfinder. На объявление откликнулась давно живущая в России голландка Максин Матерс, которая и стала моим старпомом (и одновременно универсальной «палочкой-выручалочкой» на все случаи жизни в России).

Так вот голландцы стали первыми наставниками русского царя в вопросах мореплавания, а их сегодняшняя соотечественница – моей персональной наставницей по мореходству на Руси.

Хотя поначалу все было непросто. В Австралии я провел около 8 месяцев, пытаясь организовать разрешение на плавание внутри России. Основная проблема, с которой я столкнулся в общении с российскими респондентами, была тишина. Возможно, наши планы были слишком непонятны для бюрократии, чтобы она могла нормально ответить нам.

Первым требованием стала трехмесячная деловая виза, необходимая для иностранных шкиперов и членов экипажа. Цель поездки? Ответ: «крейсерское плавание» не имел никакого понятного смысла для властей. И конечно, я не смог получить визу без официального приглашения от какой-либо организации внутри России.

То, как я обошел этот вопрос, было, признаться, не совсем честно: пришлось создать компанию под названием Maritime Research и моим заявленным намерением было написание книги-исследования о морском транспорте на внутренних водных путях России. Хотя я и вправду намерен создать простое руководство для тех яхтсменов, кто захочет последовать моему примеру, так что я не чувствую себя особенно виноватым. Правда, еще я указал, что был заинтересован в изучении приключений викингов на Волге в Х веке, а вот это уже не совсем соответствует действительности.

Я послушно перечислил в анкете все порты, которые запланировал посетить, и даты захода – настолько точно, насколько мог их спрогнозировать. Дальше – тишина. Я отправил все заполненные анкеты, заручившись сомнительной, как позднее выяснилось, помощью со стороны Всероссийской парусной федерации, тем не менее ответом было долгое молчание.

И вот тут в полной мере проявила себя Максин Матерс, ставшая моим секретным оружием. Она оказалась подлинной жемчужиной: голландский юрист, которая живет и работает в Москве в течение уже двух десятилетий. За те восемь месяцев, что я кусал локти, она смогла доказать русской бюрократии, почему у нее (у бюрократии) нет никакого иного выбора, кроме как дать мне все необходимые разрешения. В конечном счете я получил нужные бумаги, и выдача визы в Сиднее прошла без проблем…

… Продолжение следует.

И еще много интересного на сайте журнала Yacht Russia 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *